Выступление митрополита Евгения на пленарном заседании XVIII Съезда православных законоучителей Екатеринбургской митрополии 24 августа 2022 года

Выступление митрополита Евгения на пленарном заседании XVIII Съезда православных законоучителей Екатеринбургской митрополии 24 августа 2022 года

— Я с радостью приветствую собравшихся в зале, тех, кто подключен в онлайн, прежде всего, конечно, дорогого владыку Феодосия Нижнетагильского и Невьянского. Хотелось бы особо поприветствовать пастырей, которые сегодня собрались, настоятелей, благочинных и, конечно же, руководителей воскресных школ – директоров, педагогов, завучей.

Все мы сегодня собрались в ожидании встречи, встречи с нашими учениками. Она происходит накануне более важной, главной встречи в нашей жизни. Настанет день, когда мы сами предстанем перед лицом Божиим. Господь будет на нас взирать и ожидать ответа на вопрос: «Дорогие Мои, дорогой, дорогая, а где дети, которых Я тебе дал?» И благо тому пастырю, тому руководителю воскресной школы, педагогу, наставнику, который ответит, не пряча глаз, не смущаясь лицом: «Господи, вот аз, а вот дети, которых Ты мне дал, с которыми я проводил время, с которыми я беседовал, разговаривал, перед лицом которых я жил, которых я учил своей жизнью, которым своей жизнью я открывал, как нужно не только жить по закону Божию, но и любить окружающий мир и любить Тебя, Господи». Я думаю, что эта встреча является главной встречей в нашей жизни. И возможность вот так ответить Господу на вопрос о нас и о наших детях является главным вопросом нашей жизни, к ответу на который мы должны устремлять каждый урок, каждую встречу, каждый день, проживаемый нами.

У нас сегодня уже 18-й Съезд православных законоучителей. 18 лет – это целая жизнь. Много опыта накоплено, наработано. Этим опытом, безусловно, необходимо поделиться с теми, кто его еще не имеет, с теми, кто только вошел в процесс воспитания юных прихожан наших храмов. Это очень важно.

Наш Съезд традиционен. И в преддверии нового года мы сегодня будем вновь говорить о целях и задачах религиозного просвещения и о способах достижения этих целей. Прежде всего, я хотел бы несколько слов сказать о том, с чего чаще всего начинается научение основам православной веры. Об этом красочно повествует нам Священное Писание в первой главе Книги Бытия.

Прежде, чем мы откроем для себя Премудрость Бога-Творца, мы открываем Его любовь к нам в творении мира, собственно человека и в промышлении о сотворенном мире и о человеке. Вера в любовь Бога к нам лежит в основе нашего любопытства о Его всемогуществе. Также и в попечении о детях, и о наших ближних: прежде, чем они услышат наши слова, они должны почувствовать нашу любовь и заботу.

Сегодня мы много говорим о патриотизме. И об этом прекрасно сказал Святейший Патриарх Кирилл. Он произнес такие слова: «Для меня патриотизм – это не только любовь к той земле, где ты родился, к народу, в котором ты рос и был воспитан. Ведь, как хорошо показала наша история, народ может предать и землю, и свою собственную душу. Патриотизм – это, прежде всего, верность Божественному замыслу о твоей земле и о твоем народе. Ради этого не жаль и душу положить, потому что тем самым утверждается правда Божия на земле. А вот для того, чтобы понять этот замысел, действительно нужно очень сильно любить свой народ, но по-честному, непредвзято; любить и знать свою историю, жить ценностями, определяющими дух народа». Вот так Святейший Патриарх Кирилл свидетельствует о патриотизме из опыта своей личной жизни.

Памятуя о том, что следующий год объявлен президентом Годом педагога и наставника в РФ, я бы хотел напомнить, что служение учителя, подвиг учителя – это особое служение и совершенно особый подвиг. Мудрость – это, в том числе, способность человека усваивать опыт предыдущих поколений. Все, что мы имеем, перешло к нам от тех, кто был до нас. Однако человек, живущий в реальном мире, сфокусирован на тех проблемах, которые стоят перед ним сегодня. Ему кажется, что именно происходящее с ним в данный момент находится в центре мироздания, потому что другой точки отсчета у человека не существует. Он смотрит на мир через самого себя. Поэтому происходящее с ним в данное время является для него самым важным. Человек думает, что ему под силу справиться со своими проблемами самостоятельно. К сожалению, игнорируя опыт предыдущих поколений, почти всегда он терпит неудачи, страдает и мучается от последствий своих решений. Всё меняется, когда человек с доверием относится к подвигам и к жизням людей, которые были, жили, творили на этой земле до него. Такой человек, как мы говорим, успешен в своих начинаниях и в своих делах.

Наступающий 2023 год для нашей области и для нашего города – особый. Это год 300-летия со дня основания Екатеринбурга. Празднование юбилея должно включать в себя переосмысление надежд и чаяний основателей нашего города и многих поколений людей, живших в Екатеринбурге, его окрестностях, связывавших славу города с личностью и подвигом святой Екатерины. Связывая судьбу нового города с покровительством святой великомученицы, они надеялись на благополучное развитие города и на счастье его жителей. Отступление от жизненных приоритетов наших святых и от приоритетов наших благочестивых предков, теперь мы это знаем благодаря истории XX века, ввергает общество в пучину таких бед и горестей, которые нам трудно преодолеть спустя прошедшие десятилетия.

От того, как мы расставляем жизненные приоритеты, зависит наше жизненное благополучие, наше счастье. Не только наше, но и каждого человека, который находится рядом с нами, каждого ребенка, который пришел в класс. И человек, избравший неверный путь в жизни, никогда не будет чувствовать себя счастливым – всегда что-то будет ограничивать и разрушать целостность его жизни и бытия. Поэтому выбор жизненного пути – очень важный выбор. Верному выбору содействует рассудительность. И нам необходимо побуждать и нас самих, и наших слушателей на занятиях в воскресных школах рассуждать вместе с педагогом, со священником о решении жизненных затруднений в контексте Слова Божия о спасении человека Господом Иисусом Христом.

Сегодня, может быть, как никогда, нравственное измерение подвига педагога и наставника является очевидным и категорически необходимым. Становимся ли мы похожими на своих святых и благочестивых предков? Соблюдаем ли мы принципы их жизни?

Хотелось привести один пример из истории, из жизни нашего с вами благочестивого  предка.

Некогда войска А.В. Суворова с треском разбили французские войска, вступили в Милан. И здесь произошло то, что удивило как самого главнокомандующего, так и генералов и офицеров, увидевших, что произошло. Жители Милана, итальянки (католички) подходили, кланялись Суворову и подводили к нему своих детей для благословения.

И Александр Васильевич, крайне смущённый, спросил через переводчика:

– В чём причина такого поклонения? Что происходит?

И услышал ответ:

– Ваши солдаты никого не убивают, не насилуют. Они ничего не сожгли и даже ничего не украли. Мы считаем вас святым!

Вот как мало, оказывается, нужно для того, чтобы приблизиться к святости. Как напоминают поступки, отношение воинов Суворова к людям ту проповедь, с которой выступил в свое время святой Иоанн Креститель, отвечая на вопросы людей, вопрошавших о его жизни.

Я бы призвал не только рассказывать детям о святых, но и жить в соответствии с тем, что мы знаем о святых, подражать святым и праведным нашим предкам.

И хотелось бы, прежде всего, чтобы таким образом совершалось дыхание жизни на наших приходах, чтобы мы по мере сил участвовали в жизни друг друга в храмах, приходах, воскресных школах. Чтобы наша жажда заботы о человеке встречала каждого, кто приходит в наши храмы. В этом наше свидетельство миру, что мы – Христовы ученики.

Это начало активной жизни прихода — забота о каждом человеке. Если Бог увидит нашу заботу о едином человеке, то нет сомнения, что Он привлечет к нам и других людей. Мы можем многократно рассказывать детям о добре, о благости Божией, о житиях святых, но неаккуратно выпущенное из разгоряченного сердца недоброе слово в отношении своего коллеги, осуждающий взгляд в отношении человека, который как-то нарушает привычный нам уклад жизни – могут перечеркнуть все то, о чем мы рассказывали на уроке. Очень важно, чтобы молодые люди, дети, которые приходят к нам, видели именно настоящее отношение нас друг к другу, к тем людям, которые окружают нас на приходах, потому что мы понимаем: молодые люди проверяют нас. И с молодежью можно действенно говорить только тогда, когда наши слова не расходятся с нашими поступками.

Я бы хотел напомнить священникам, пастырям о том, что в любом храме должна быть воскресная школа. Настоятель должен иметь личное попечение о наставлении прихожан в вере, особую заботу о детях, подростках и о взрослых, чтобы их не потерять. Если в этом вопросе нам не хватает опыта, знаний, компетенций, то их не просто можно, а необходимо повысить через различные ступени духовного и теологического образования. А также с помощью доступных информационных интернет-ресурсов, которые уже созданы и создаются в православной педагогической среде. Есть достаточно много ресурсов, я сейчас не буду их перечислять. И у нас есть уникальная возможность обучаться в Учительской семинарии им. свщм. Фаддея (Успенского). Тех, кто еще не сподобился такой возможности, я бы призвал ею воспользоваться. Этот ресурс, пока он у нас есть, необходимо задействовать.

 Принцип, который был положен в основание преподавания основ православной культуры в образовательных организациях нашей страны – принцип свободы выбора. Это правильный принцип. Человек, который хочет изучать основы православия и именно в своей православной культуре хочет искать нравственную мотивацию собственных поступков, должен иметь такое право. Никто не вправе сказать: «Ты не должен, потому что своим выбором ты мешаешь кому-то другому». Решение о преподавании религиозной культуры в школе является мудрым: оно, во-первых, основано исключительно на принципе свободного выбора, что соответствует одному из важных измерений современной образовательной системы, и, с другой стороны, предоставляет широкие возможности. Однако мы знаем, что выбор изучения ОПК в школе зависит и от наличия подготовленного педагога, которому административно не будут чиниться препятствия в преподавании даже нескольким ученикам из всех четвертых классов в параллели, родители которых выберут православный модуль для преподавания детям.

И я бы еще раз обратил ваше внимание на ту помощь, которую может обрести учитель основ православной культуры и учитель воскресной школы. Эта возможность доступна нам через образовательную площадку «Клевер Лаборатория». Это образовательно-просветительский проект, центр повышения квалификации для педагогов, который появился менее года назад. Он создан усилиями Синодального отдела религиозного образования и катехизации и при участии радио «Вера». Задача проекта: повышать педагогическое мастерство путем создания современного, понятного мультимедийного контента, который раскрывает понятия христианской православной культуры и нравственности, и который можно создавать самим, пользоваться в дошкольном воспитании, интегрировать в школьные предметы и, безусловно, применять их в воскресных школах. Я бы пригласил тех, кто еще не посещал этот ресурс, набрать в поисковике слова: «Клевер Лаборатория» сообщество учителей, сообщество педагогов, найти ресурс «Клевер Лаборатория», зарегистрироваться на нем и стать не просто зрителями или пассивными наблюдателями за тем, что происходит в сообществе православных педагогов, православных учителей, а стать активными участниками этой лаборатории, предложить свой опыт к ознакомлению другими педагогами, пообщаться, познакомиться с тем, что делают ваши коллеги в других регионах, в других епархиях, посмотреть очень интересные наработки, которые на этом ресурсе уже представлены. Практически ежедневно там появляются новые материалы и по вопросам детородительства, православной педагогики.

«Клевер Лаборатория» — это активно развивающийся проект. Он, безусловно, может помочь тому, кто внимательно к нему обратится. Уникальность его в том, что это образовательный центр, который доступен любому, кто зайдет через компьютер или через телефон, не нужно ехать в дальние города, испытывать какие-то неудобства. Можно вот так войти в сообщество коллег, людей, которые живут теми ценностями, тем трудом, которым живете все вы.

Как раз в эти дни у нас проходит серьезная работа по «Клевер Лаборатории» с педагогами из многих регионов. Вчера мы целый день работали, сегодня предстоит решить целый ряд задач. Поэтому у меня нет возможности находиться с вами в зале лицом к лицу. Благодарю еще раз владыку Феодосия, что он благословил и возглавил работу Съезда законоучителей. И хотел бы пожелать всем вам в сегодняшний день вдохновения, радости встречи друг с другом и с того дня, когда вы вновь возобновите занятия в воскресных школах, чтобы радость от встречи вас с вашими детьми, вашими учениками присутствовала в каждом уроке, в каждой встрече, в каждом деле, которое вы будете совершать вместе.

И, конечно же, нельзя не пожелать всем вам здоровья. Тревожные слухи о возвращении эпидемических болезней не утихают. Но мы надеемся на милость Божию и уповаем, что Господь не только каждый волос на нашей голове соблюдает, но и соблюдает наши клеточки, наш иммунитет, соблюдает нашу жизнь – и временную, и вечную.

Я бы хотел пожелать вам радости жизни. Делитесь этой радостью с каждым вашим учеником! Будьте каждый счастливы и как человек, и как педагог, и как православный христианин! С Божией помощью! С наступающим новым учебным годом!