Проповедь иерея Константина Корепанова в праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня Святая Церковь празднует одно из трех Рождеств, которые свершились в мире, и которые имеют значение для Церкви и для каждого верующего человека: мы празднуем Рождество Христово, мы празднуем Рождество Пресвятой Богородицы, мы празднуем Рождество Иоанна Крестителя. Как сказал про него Христос: величайший из рождённых жёнами. А, между тем, начиналось всё совсем не так, как могло бы нам показаться в отношении великих светильников Божиих. Сегодняшний Евангельский отрывок рассказывает нам, что и священник Захария, и его жена, матушка Елисавета, были неплодны. У них не было детей, хоть дожили они до очень пожилого возраста. Сегодняшнее Евангелие подчеркивает, что оба они были праведны, исполняли всё, что заповедано законом, – и, тем не менее, детей у них не было. Мы привыкли думать, как нормальные такие язычники, что, если я хорошо живу, то у меня всё должно быть: если я праведник, то у меня должны быть здоровые и благочестивые дети, непьющий работающий муж, большой дом, большая квартира, уважение на работе, здоровье, радость, счастье и дом – полная чаша. Это естественно, – как же иначе? Я же праведно живу, я же закон Божий исполняю, иначе не должно быть! И когда что-то из этого перечня не исполняется, – ну, заболела я, или муж начал пить, или сын заболел, или спутался не с той девчонкой – я сразу бегу к Богу и говорю: «Это что такое?! Я, понимаешь ли, – в храм хожу, Причащаюсь каждую неделю, молитвы читаю – и почему так? Это за что, Господи? За что Ты так меня наказал? Ну, другие грешники-то понятно: они в храм не ходят, они скверные люди, они закона Твоего не знают – с ними всё ясно, – а мне-то за что? Я же верующий человек!» И человек ходит и большую часть времени, которую он проживает, тратит на то, чтобы возглашать небесам: «За что, Господи, за что? Объясни мне, что сделала я не так?» Ну хорошо. Допустим, Бог скажет, что ты сделала не так. Хотя Он во-первых, не должен отчитываться за Свои поступки, во-вторых – вовсе не обязательно, чтобы случившаяся проблема была следствием твоего греха. Но даже если бы Он всё-таки снизошёл к нашей немощи и сказал, что именно было не так – что бы изменилось? Ведь это было совершено, и надо просто принять последствия этого дела и – всё. Какой смысл в вопросе: «За что?» Это совершенно бессмысленный, бесплодный, бесполезный вопрос. Ну – узнаешь, за что, – что изменится? Ты же не сможешь изменить того, что было десять – пятнадцать – двадцать – тридцать лет назад! Ну, скажем, – сделала ты аборт, бросил ты жену, – что изменится? Теперь ты несёшь заслуженное наказание; ты же не можешь изменить того, что произошло! Знание того, что было, ничего нам не даёт, мы просто должны принять то, что с нами сегодня, сейчас происходит как посылаемое Богом. Как это видно из сегодняшней истории с Захарией, – мы ничего не знаем про Елисавету, можем только догадываться, – но и Захария ведь не молится о том, чтобы у него был сын, он просто принял всё, как есть: ну нет сына – так и нет, – что тут сделаешь? Значит, Богу так угодно, будем нести то, что Бог нам послал; Он послал нам бездетность – будем нести это, как кому-то посылает многодетность: это — другой крест, который тоже нужно нести; кому-то Он посылает болезни, – а другому посылает богатство. Всё это нужно понести, как посылаемое Богом, — и безропотно, смиренно, тихо, и, стоя, у алтаря, он молится не о том, чтобы был у него сын, ибо, услышав о сыне, он бы обрадовался. Он молится о другом: он – праведник, он – Божий человек, и молится о том, чтобы Израиль был спасён: время спасения приблизилось. Он священник, он грамотный человек, он знает Слово Божие, и знает, что где– то в это время должен родиться Спаситель мира, обещанный древними пророками и всем Писанием – «Где же Ты, Спаситель? Мы измучились от наших грехов и от насилующих нас римлян! Приди, спаси нас!» – вот о чём молился Захария, – а ему является Ангел и говорит: «У тебя будет сын!» Да триста лет! Я молился не об этом! Я молился о спасении Израиля, а ты мне говоришь про сына! И смутился Захария, не понимая в тот момент, что обещанный ему сын есть не утешение его старости: он не сможет на него порадоваться ни одного дня, — и что этот сын рождается для того, чтобы предварить приход Спасителя мира – как раз Того, о Ком молился Захария. Захария узнает уже в Новом мире, в новом свете – здесь он не знает ничего, — но в Духе Святом он пророчествует, говоря о том, что этот ребёнок родился, чтобы стать Пророком Всевышнего и приготовить путь Тому, Кто пришёл спасти людей.