О кондаке «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши…»

О кондаке «Душе моя,  душе моя, восстани, что спиши…»

«Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй».

«Душе моя»: Мы видим, что здесь есть обращение как бы себя самого к собственной душе. Этот прием призывает нас прислушаться к голосу нашей совести, той совести, которая является абсолютно чистой и незаангажированной. Она смотрит на наше тело и душу и словно говорит нам, что делать, и если мы прислушиваемся к ней, то наше состояние улучшается, если же нет – ухудшается. Нужно заметить, что этот стилистический прием употребляется много раз и в Библии. Приведем лишь один пример из 41-го псалма. «Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему» (Пс. 41:6).

«Душе моя, востани». По-гречески ἀνάστα – от глагола вставать, воскрешать(ся) άνίστημι, от которого в свою очередь происходит имя существительное воскресение или восстание – ἀνάστασις. Кондак прп. Андрея Критского не только призывает нас встать после очередного падения, но и воскреснуть из нашего падшего состояния, как из гроба.

«Конец приближается». Наше время преисполнено всякими страшилками об Апокалипсисе, и человек XXI века настолько увлекается подсчетом точной даты Второго пришествия, что вовсе забывает о том конце, который и будет для него лично Вторым пришествием, то есть последней точкой, когда он изменить уже ничего не сможет. Речь идет о смерти. Но еще страшнее, когда мы еще живем в теле, но уже мертвы духовно. И, пребывая в такой духовной смерти, сне, из которого нам нужно встать, мы забываем, что придет конец и расставит все точки над «i» в нашей дальнейшей посмертной судьбе.

«Имаши смутитися». Мы должны смутиться (в греч. θορυβεῖσθαι – беспокоиться), не в значении унывать, но по общему святоотеческому принципу «осознать, что наши грехи как песок морской» и стараться всеми силами восстать, «воспрянуть»*, то есть ободриться, как это с нами бывает в сложных жизненных ситуациях.

«Да пощадит тя Христос Бог». В отличие от мирского суда, когда преступник осознает свою вину и, хотя есть облегчение вины, все же приговаривается к наказанию, если наша душа осознает чистой совестью свои грехи, то она обязательно получит пощаду от Христа, Который «везде сый и вся исполняяй». Он знает каждое движение нашей души.

Архим. Филарет (Волошин)
Проректор по учебно-методической работе КДАиС